Опыты и эксперименты дома

Как воспитать юного исследователя (рекомендации для любящих родителей)

С самого рождения ребенка роль родителей в исследовательской деятельности малыша трудно переоценить. Самый естественный образ действий ребёнка c самого рождения и далее – это исследование. Дети изучают окружающую обстановку, звуки, предметы, возможности своего тела, голоса, эмоциональные проявления…
Если близкие поддерживают интерес к этим исследованиям, откликаются на просьбы ребёнка к совместной деятельности, делятся, при необходимости, своим опытом, знаниями, при этом оставляя простор для самостоятельных исследований, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский интерес и с удовольствием отправится в «путешествие за знаниями».
В дошкольном возрасте почти все здоровые дети проявляют интерес ко всему, что видят и слышат. Примером является поведение «почемучек» - бесконечные детские «как?», «зачем?» и «почему?». Умные родители не отталкивают детей («отстань» не знаю!», «как ты надоел со своими вопросами!», «когда ты только помолчишь!»), но и не дают прямых ответов. Мудро поступают те мамы и папы, которые пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая, как это нужно делать. Это и есть истоки формирования личности юного исследователя.
Иногда в школе непривычные к интеллектуальному труду дети (или дети с повышенной утомляемостью), сталкиваясь с определенной умственной нагрузкой, быстро устают «думать». Тогда происходит процесс «экранирования», «отражения». «отталкивания» «лишних» знаний. Остается только необходимый минимум для себя (закон энергосбережения). Так формируются здоровые «середнячки», которые не хотят знать больше того, о чем могут спросить завтра на уроке.
Интеллектуально тренированным ученикам для полной нагрузки не хватает тех знаний и заданий, которые дают в школе. Они либо находят себе эту нагрузку дома (при помощи родителей), либо в кружках, либо начинают «тосковать», «скучать» на уроках, постепенно теряют интерес к учёбе и переходят в разряд «шалунов». Они придумывают себе посторонние дела на уроке, когда все задания выполнены. Они отвлекают учителя и учеников, получают записи в дневник о плохом поведении и постепенно могут перейти в разряд даже не «хорошистов», а «способных, но ленивых, троечников».
Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала «тоски» по интеллектуальной загрузке.
Как можно раньше вовлекайте детей в исследовательскую работу. Родители могут лишь “подтолкнуть” ребенка к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.
·         Что мне интересно больше всего?
·         Чем я хочу заниматься в первую очередь?
·         Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
·         О чём хотелось бы узнать как можно больше?
·         Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет родителей, какую тему исследования можно выбрать.
Тема может быть:                                
·         фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
·         экспериментальной;
·         изобретательской;
·         теоретической.
Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому известно, что многие дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своим примером, интересом к новым знаниям старайтесь направить деятельность ребенка в нужном и полезном для него направлении. Дети ведут себя по-разному: кто-то активен, с азартом ищет информацию для своих исследований по разным источникам. Другие привлекают к своей работе родителей. Есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи, чтобы заинтересовать исследованием. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь и незаметно втягивается в поисковую деятельность.
Хорошо совместно найденный материал просмотреть, попутно выяснить, что еще нужно сделать, например, провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать необходимые рисунки, фотографии, составить таблицы. Готовый материал оформляйте вместе, помогите ребенку подготовиться к выступлению на конференции. Естественно, ваша помощь ребенку необходима. Тщательно продумайте, что и как вы будете делать, а дети обязательно должны получить положительный результат.
При организации исследования предложите ребенку следующий план работы:
1. Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?
2. Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?
3. Цель. Что я хочу исследовать?
4. Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?
5. Задачи исследования.
6. Дата и место проведения моего исследования.
7. Методика работы. Каким образом я проводил исследование?
8. Описание работы. Мои результаты исследования.
9. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.
10. Использованная литература.
11. Приложения.
Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети теряются во время публичного выступления. Очень хорошо помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка. Научите ребенка пользоваться электронной презентацией. А еще хорошо бы вам присутствовать на выступлении, это успокоит ребенка.
Исследовательский метод очень важен в интеллектуальном развитии ребенка, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию, направленную на творческое развитие личности. Ребенок накапливает достоверные конкретно-образные представления об окружающей действительности. Получает фактические знания, которые являются основой для последующего умственного развития. Юный исследователь осознает, обогащает, раскрывает причины и взаимосвязи в окружающем мире. Реализуя исследование, младший школьник овладевает рядом практических умений и навыков, выявляет характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.
Если исследовательская деятельность организована правильно, дети незаметно для себя усваивают некоторые важные нравственные нормы, моральные требования. У них развиваются позитивные нравственные чувства, закрепляются определённые полезные формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – вот далеко не полный перечень качеств личности, которые воспитываются в результате приобщения детей к исследовательской работе.
Если у вас естьвозможность - организуйте исследования в группах. Здесь каждый ребенок, и сильный, и слабый, сможет проявить и развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности рождает чувство собственной значимости, повышает уверенность в себе, а это, безусловно, позволяет успешнее учиться.
Сколько радости испытывает ребенок, когда вместе с родителями находится в захватывающем поиске познавательных истин! Что может быть интереснее для родителя, чем следить за рождением мысли, за творческим поиском своего ребенка, иногда направлять его по верному пути познания, а иногда и просто не мешать, вовремя отойти в сторону, дать возможность юному исследователю насладиться радостью своего открытия.
И.Н. Исакова, педагог-психолог МАН "Интеллект будущего"













Памятка для родителей «Детское экспериментирование»

При организации исследовательской работы с детьми должны соблюдаться определённые правила:
•Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
•Не сдерживать инициативу детей.
•Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
•Не спешить с вынесением оценочных суждений.
•Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
Дети 4-5 лет:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода,снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д.).
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Нельзя:

-Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
-Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
-Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности
-Не следует молчать или делать вид, что Вам все равно в то время, когда Ваш ребенок погружен в экспериментальную деятельность.

Нужно:

-Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. -Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формировать желание узнать новое. -Если у Вас возникает необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему Вы это делаете и помогите определить, что можно или как можно. -С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата.
«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»
1. ВО ВРЕМЯ КУПАНИЯ. В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой). Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
2. ВО ВРЕМЯ УБОРКИ КОМНАТЫ. Спросить у ребёнка: «Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?» Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
3. ВО ВРЕМЯ ПОЛИВКИ ЦВЕТОВ. Поинтересуйтесь у малыша: «Все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?» Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
4. В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА. УЗНАЙТЕ МНЕНИЕ РЕБЁНКА: «Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?» Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
5. ОДНАЖДЫ НА КУХНЕ… Возьмите банку, налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.
В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность.


Комментариев нет:

Отправить комментарий